Место упражнений в учебном процессе

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Психологическую основу деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика не путём передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания проявляются и приобретаются только в действии. Ещё Л.Н. Толстой писал: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью".  Любая учебная деятельность предполагает усвоение некоторого материала. Усвоение - это особый процесс, включающий в себя восприятие, мышление и память, которые являются видами человеческой деятельности. Для того чтобы усвоить материал, у обучающегося должны активно протекать данные психические процессы. В то же время при выполнении целесообразных упражнений  можно развить и восприятие, и мышление, и память.
Для осуществления успешного учебного процесса необходимо организовать такую систему деятельности по решению задач и упражнений, которая бы в полной мере отвечала внешней структуре учебной деятельности, которую можно выразить в виде формулы:

Учебная деятельность = потребность + мотив + цель + учебные действия + самоконтроль + самооценка.


Упражнение имеет несколько аспектов:
  •  является носителем действий, соответствующих содержанию обучения;
  • является средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков;
  • является одной из форм реализации методов обучения;
  • является способом организации и управления учебно-познавательной деятельности;
  • является средством связи теории с практикой.

При разработке упражнений надо учитывать все аспекты, хотя в каждом конкретном случае может быть реализован только один какой-то аспект.

Методические требования к упражнениям:

1. Упражнения не должны быть случайными и создаваться ради самих себя и(или) применения интересного сервиса. Каждое упражнение должно быть обдуманным и иметь дидактическую цель:
  • подготовить обучающихся к сознательному усвоению нового вывода;
  • способствовать усвоению новых терминов и понятий;
  • помочь более глубокому осознанию обучающимися понятий, законов и фактов;
  • создать условия для приобретения и закрепления определённых навыков, искоренения "типичных" ошибок;
  • создать среду для практического применения пройденного теоретического материала, развитие сообразительности;
  • научить выделять предметное содержание в конкретных данных;
  • дать упражнения творческого характера.
В зависимости от целей упражнения могут применяться:
  • для уточнения вводимых понятий, терминов; улучшения усвоения вновь установленных законов, зависимостей, взаимодействия изучаемых объектов;
  • для повторения и закрепления пройденного материала;
  • для тренировки в логических рассуждениях, в обосновании суждений и заключений;
  • для развития воображения и творческого мышления;
  • для развития вычислительных навыков;
  • для самоконтроля и контроля.
2. Вопросы и материал для упражнений не должны быть шаблонным и повторяться  в одном и том же виде или форме; не должны быть слишком лёгкими, но и не должны быть излишне громоздкими, сложными по своей структуре, с длинными формулировками заданий.

3. Все несложные вычисления должны выполняться обучающимися устно.

4. Формулировка задания должна быть однозначно определена. Чертежи и рисунки должны быть хорошего качества. 

5.  К выполнению упражнений необходимо привлечь всех обучающихся класса. После выполнения задания они должны иметь возможность проверить правильность выполнения упражнения.

6. Выполнение упражнений должно оцениваться учителем или самими обучающимися.

Требования к работе обучающихся с интерактивными упражнениями может и должен устанавливать сам учитель, исходя из целей урока и  формы его проведения. В качестве рекомендаций хотелось бы посоветовать, чтобы обучающиеся выполняли работу в рамках отведенных на упражнение временных границ. Это научит их не только ценить время, но и планировать свою деятельность. Обучающиеся, выполнившие упражнение раньше других, должны молча подать учителю условный знак. Учитель должен предусмотреть на этот случай дополнительную деятельность ученика в каком-либо виде.

Требования к разработке упражнений. Начинать разработку упражнений по теме надо ещё до начала её изучения с постановки задач изучения темы и ознакомления с содержанием учебного материала. Учитель должен чётко представлять цели и задачи изучаемой темы, логическое её раскрытие и последовательность уроков по теме. Определив тип и задачи каждого урока, нужно отобрать его оптимальное содержание  и методы и средства обучения. В соответствии с совокупностью изучаемых знаний и формируемых умений определяются упражнения, способствующих достижению требуемых результатов. При этом надо учитывать место и назначение упражнений на различных этапах усвоения знаний и умений, содержание и методы обучения, учебные возможности обучающихся, необходимое учебное оборудование. Каждое упражнение должно иметь дидактическую цель и место в структуре урока.

В качестве примера представляю свою методическую разработку урока информатики в 5 классе "Информация вокруг нас"  с использованием интерактивных упражнений, созданных с помощью сервисов сети Интернет. Урок разработан с учётом ФГОС.

Комментариев нет:

Отправить комментарий